Раджа-йога. "Царь всех йог" или "царская йога". Также известна как аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная на восьми последовательных стадиях пути к Просветлению и описанная в различных Упаниша-дах, Тирумантирам и особенно — в Йога-сутрах Патанджали. Восемь членов этой йоги следующие:
1) Яма: "ограничения". Правила добродетели и морали, обеспечивающие чистоту ума, свободу от гнева, ревности и подсознательных заблуждений, которые могут подавлять процесс медитации.
2) Нияма: "предписания". Религиозные практики, которые культивируют в человеке высшие качества, такие, как преданность, смирение и сдержанность, обеспечивая утончение природы и контроль над умом, необходимые для сосредоточения и финального погружения в самадхи.
3) Асана: "сидение или поза". Здоровое тело необходимо для успеха в медитации. Для этого существует хатха-йога, позы которой приводят к балансу энергии ума и тела, укрепляют здоровье и дают безмятежность сознания.
4) Пранаяма: "овладение жизненной силой". Контролирование дыхания, которое успокаивает читту и уравновешивает иду и пингалу. Пранаяма — это наука управления праной посредством дыхательных техник, в которых варьируется длина вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации.
5) Пратьяхара: "отведение". Практика отведения сознания сначала от физических объектов (например, надо не слышать шума во время медитации), затем постепенного сведения на нет эмоций, интеллекта и, наконец, самого индивидуального сознания, с целью слияния с Абсолютом.
6) Дхарана: "сосредоточение, концентрация". Фокусирование ума на единственном объекте или мысли. Уму нельзя позволять блуждать. Когда концентрация поддерживается достаточно долго и глубоко, медитация приходит естественным образом.
7) Дхьяна: "медитация". Спокойное, бодрое, мощно сосредоточенное состояние, в котором в поле сознания вливается новое знание и спонтанное видение. Это состояние становится возможным после того, как ум очищен или успокоен.
8) Самадхи: "пребывание в своей самости, созерцание". Состояние истинной йоги, в котором медитатор и объект медитации суть одно.