Яма-Нияма. Первые две из восьми составляющих раджа-йоги, являющие собой фундаментальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного прогресса.
Ямы (этические ограничения) и Ниямы (религиозные предписания) формулируются во многих писаниях, в частности в Шандилья- и Вараха-упанишадах, Хатха-йога-прадипике Горакшанатхи, Тирумантирам Тирумулара и Йога-сутрах Патанджали. Во всех этих текстах перечисляются десять Ям и десять Ниям, за исключением классической работы Патанджали, в которой упоминается только по пять тех и других. Благодаря своей краткости, весь кодекс легко запоминается и может просматриваться духовным искателем ежедневно.
Десять традиционных Ям и Ниям таковы:
Яма:
1) ахимса: "непричинение вреда". Не причинять вреда другим ни мыслью, ни словом, ни делом.
2) сатья: "правдивость". Не лгать и не нарушать обещаний.
3) астейя: "нестяжание; отказ от воровства". Не красть, не завидовать чужому богатству и не делать долгов.
4) брахмачарья: "божественное поведение". Контролировать похоть и сохранять целомудрие до вступления в брак.
5) кшама: "милосердие; прощение; терпение". Быть терпимым к людям и терпеливым в трудных обстоятельствах.
6) дхрити: "стойкость". Преодолевать нерешительность, страх и переменчивость.
7) дайя: "сострадание". Преодолевать собственные жестокие чувства и равнодушие по отношению ко всем существам.
8) арджава: "честность, прямодушие". Не обманывать и не мошенничать.
9) митахара: "умеренный аппетит". Не есть слишком много и вообще не употреблять мяса, рыбы, птицы и яиц.
10) шауча: "чистота". Избегать нечистоты в теле, уме и речи.
Нияма:
1) хри: "раскаяние; скромность". Быть скромным и проявлять раскаяние в случае совершения плохих поступков.
2) сантоша: "удовлетворенность". Умение находить в жизни радость и безмятежность.
3) дана: "давание". Подавать милостыню и оказывать щедрую помощь, не думая о награде.
4) астикья: "вера". Твердая вера в Бога, богов, гуру и путь к просветлению.
5) Ишвара-пуджана: "почитание Господа". Культивировать в себе преданность Богу путем ежедневного поклонения и медитации.
6) сиддханта-шравана: "слушание писаний". Изучать писания и слушать мудрых из своей духовной линии.
7) мати: "размышление; понимание". Развивать в себе духовную волю и интеллект под руководством гуру.
8) врата: "святые обеты". Добросовестно выполнять религиозные обеты, правила и предписания.
9) джапа:"рецитация". Ежедневное воспевание мантр.
10) тапас: "аскетизм". Выполнение садханы, покаяния и жертвоприношения.
Патанджали приводит такой список ям: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и апариграха (отсутствие жадности). К ниямам он относит следующие предписания: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя (размышление о себе; изучение писаний) и Ишвара-пранидана (поклонение).